Методическая служба
Методическая работа в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта; направленный на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства педагогов.
Процесс обновления школьного образования потребовал от нас не только определённых управленческих действий, обновления содержания образования, но и некоторой реконструкции системы методической работы с кадрами. На основе анализа методической работы школы за последние три года принято решение об изменении структуры методической службы образовательного учреждения МБОУ СОШ п. Усть-Уда.
Разработана следующая структура методической службы школы.
I. Педагогический совет - высший орган коллективного руководства методической работой. В состав педагогического совета входят все педагоги образовательного учреждения.
Функции Педагогического совета: планирование, экспертиза, принятие решений.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе выступают в роли координаторов, обеспечивают взаимодействие равнозначных структурных компонентов методической службы школы.
Заместители директора выполняют следующие функции: планирование, информационно-аналитическая деятельность, педагогическая диагностика, первичная экспертиза, выявление и распространение передового педагогического опыта, индивидуальное и групповое консультирование, адресная помощь педагогам.
II. Методические объединения. В методические объединения включаются педагоги одной образовательной области или нескольких смежных дисциплин. Методическое объединение осуществляет проведение образовательной, методической и внеклассной работы, нацеленной на решение следующих задач:
- Изучение нормативной методической документации по вопросам образования.
- Организация работы педагогических работников по изучению новых образовательных стандартов по предметам.
- Диагностика затруднений учителей, воспитателей, классных руководителей и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей.
- Планирование и анализ деятельности.
- Разработка рекомендаций по вопросам содержания, методов и форм организации воспитательно-образовательной деятельности; повышения эффективности организации учебно-воспитательной работы на основе анализа образовательной деятельности.
- Разработка основных направлений и форм активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.).
- Совершенствование содержания образования, участие в разработке части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
- Разработка, рецензирование, первичная экспертиза учебных программ, методических пособий, технологий и др.
- Изучение, обобщение, пропаганда педагогического опыта, создание банка данных актуального опыта.
- Организация диагностики (мониторинга) эффективности деятельности членов МО.
- Совершенствование педагогического мастерства учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования, психолога, социального педагога; руководство работой школы молодого педагога, педагогической мастерской, временными творческими коллективами учителей.
- Участие в аттестации педагогических работников.
- Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах.
- Организация открытых уроков, занятий, мастер-классов и др.
Руководитель методического объединения назначается приказом директора с учетом мнения коллектива из числа высококвалифицированных педагогов. Функции руководителя методического объединения: сбор информации, диагностика учебно-воспитательного процесса по предмету, определение наставников для молодых специалистов, курирование аттестующихся педагогов и др. В школе с учетом фактических обстоятельств, а именно – наличие совместителей как внешних, так и внутренних, малочисленности учителей определенной предметной области, организованно 4 методических объединения.
- Методическое объединение учителей гуманитарного цикла, состоящее из учителей русского языка и литературы, английского языка, истории, обществознания, музыки, МХК, ИЗО, ОБЖ.
- Методическое объединение естественно-математического цикла, состоящее из учителей математики, физики, информатики, географии, химии, биологии, черчения, технологии.
- Методического объединение учителей начальных классов, состоящее из учителей начальных классов, учителей физической культуры.
- Методическое объединение классных руководителей и работников социально-психологической службы.
III. Творческие группы педагогов.
Помимо методических объединений, в структуру методической службы школы входят творческие группы инновационной деятельности. В данный момент в школе работает творческая группа, реализующая инновационный проект «ИСТОК», формирующий модель организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Деятельность творческих групп по достижению поставленных задач контролирует методический совет.
Руководитель творческой группой инновационного проекта проектирует и координирует инновационную деятельность педагогов, обеспечивает взаимодействие всех участников образовательных отношений, вовлеченных в проект, а также осуществляет планирование, информационно-аналитическая деятельность, контроль за ходом инновационной деятельности, организует и проводит семинары по распространению результатов инновационной деятельности.
IV. Социально-психологическая служба сопровождения.
В её состав входят школьный психолог, учитель-логопед и социальный педагог. Основная задача службы – обеспечение высокопрофессиональной консультативной, диагностической, коррекционной помощи детям, педагогам, родителям. Служба выполняет следующие функции: сбор информации о проблеме, консультирование педагогов и родителей по запросам, диагностика учебно-воспитательного процесса.
Методический совет является главным связующим звеном всех подструктур. В состав методического совета входят директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений и творческих групп.
Функции методического совета школы
- Диагностическая (мониторинг педагогической деятельности, анализ, аттестация педагогических кадров).
- Информационная (информационная поддержка педагогов, формирование банка данных).
- Научно-исследовательская (координация научно-исследовательской деятельности, презентация инновационного профессионального опыта).
- Организационная (подготовка к участию в конкурсах педагогического мастерства, распространение передового опыта, стимулирование труда педагогов).
- Образовательная (внедрение и апробация современных технологий, экспертиза и утверждение программ).
- Взаимодействие методического совета с методическими объединениями, творческими группами, социально-психологической службой носит характер интегративного управления.
Данная модель методической службы позволяет организовать методическую работу на проблемно-диагностической основе, отследить и подробно проанализировать результаты работы. Делегирование полномочий позволяет стимулировать и создавать условия для методического совершенствования педагогов, обеспечить опережающую реакцию на проблему.
Субъекты образовательного процесса находятся в едином творческом поиске. Построение методической службы по предлагаемой схеме даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых планов и в выполнении разработанных рекомендаций, но и принимать активное участие в их разработке.
Условия обновления методической работы ориентированы в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.
Анализ методической работы за 2020/2021 учебный год